Новый номер журнала «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика»

porno porno izle porno porno mobil porno porno porno rokettube rokettube

В четвертом выпуске опубликованы научные работы о концептуальном единстве исследований теории повестки дня и фрейминга, типологии мультимедийных лонгридов, образе России в аргентинских СМИ и других актуальных темах. 

Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика №4 уже доступен на официальном сайте издания. Полные тексты статей размещены на портале elibrary. 

Содержание номера:

Новые медиа

Колесниченко А.В. Типология мультимедийных лонгридов // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2022. № 4. С. 3–20. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2022.320

Представленные в российских СМИ мультимедийные лонгриды можно свести к нескольким типам комбинаций текста и мультимедиа: аналитика с видеоинтервью, реконструктор с архивными кадрами и таймлайном, расследование с репортажными видеовставками, репортаж со съемками с места события, обзор с репортажными съемками и анимацией и портрет с вставками видео из соцсетей. Таковы результаты исследования свыше ста наиболее популярных и цитируемых сайтов российских СМИ. При этом выяснилось, что подавляющее большинство крупнейших российских СМИ вообще не публикуют мультимедийные лонгриды, а основная часть больших материалов на сайтах СМИ – мономедийные: длинный текст с картинками либо документальный фильм. То есть востребованность и жизнеспособность формата мультимедийного лонгрида остается под вопросом, несмотря на его почти десятилетнюю историю.

Ключевые слова: мультимедийный лонгрид, журналистские жанры, журналистские форматы, универсальная журналистика 

Теория журналистики и СМИ

Дунас Д. В., Салихова Е. А., Толоконникова А. В., Бабына Д. А. Установление повестки дня и эффект фрейминга: о необходимости концептуального единства в медиаисследованиях «цифровой молодежи» // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2022. № 4. С. 47–78. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2022.4778

Статья имеет постановочный характер. На основе систематического обзора академических источников, посвященных теории повестки дня и фреймингу в отечественных медиаисследованиях и в контексте зарубежных трудов, формулируются проблемные зоны существующего знания о предмете применительно к медиапрактикам «цифровой молодежи» в России. К эмпирическому результату статьи можно отнести формулирование рабочих определений медийной/информационной повестки дня и фрейминга, а также представление матрицы анализа медиатекста в социальных медиа на предмет установления повестки дня и выявления фрейминга. При подобном анализе авторы предлагают обращать внимание на тональность заголовка и публикации, наличие ключевых ценностей и антиценностей, героев и антигероев, а также на степень вовлеченности читателей, уровень поляризации мнений в комментариях и др. Последние параметры помогают дать первичную оценку работы фрейма, его базовой структуры, дают представление о предпочтительном восприятии аудиторией медиасообщения в контексте предлагаемой повестки дня.

Ключевые слова: повестка дня, фрейминг, «цифровая молодежь»

Телевидение и радио

Веселова О. В. Трансформация россйских ситкомов (2000–2014) // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2022. № 4. С. 79–112. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2022.79112

В статье публикуются результаты исследования российских ситуационных комедий, начиная с их появления на российском эфирном телевидении и до кризиса 2014 г. Автор проводит контент-анализ пилотных выпусков сериалов 2000–2014 гг., делает выводы о характерных чертах формата ситкома, его изменениях с течением времени. Было зафиксировано усложнение и удорожание съемочного процесса, отразившееся в увеличении количества локаций и распространении съемок на натуре. Наблюдается постепенный отказ от использования закадрового смеха, ускорение монтажа. Главные герои ситкомов также изменяются: они становятся богаче, оставаясь, однако, в рамках среднего класса, все чаще не связаны семейными отношениями. Юмор трансформировался лишь частично: темы практически не менялись, но формат шуток стал преимущественно визуальным, а не вербальным. При этом ряд форматообразующих признаков остается стабильным: так, количество сюжетных линий продолжает соответствовать классическому подходу в ситкоме.

Ключевые слова: ситкомы, ситуационные комедии, формат, телевидение, сериалы, Россия 

История журналистики

Пынина Т. Ю. Esti Hĺrlap – социалистическая бульварная газета Венгерской народной республики // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2022. № 4. С. 113–127. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2022.113127

Настоящая статья посвящена уникальному явлению в системе печати Венгрии времен социализма – ежедневной вечерней газете «Эшти Хирлап» (Esti Hírlap), называвшейся и являвшейся по сути «социалистической бульварной газетой». Это издание, возникшее в начале политической эпохи Яноша Кадара, фактически стало преемником и продолжателем довоенного буржуазного таблоида «Эшт» (Az Est). Значение исследования «Эшти Хирлап» видится в изучении, во-первых, специфической ситуации в системе печати ВНР, учитывавшей читательские привычки аудитории и идущей навстречу социальным запросам населения, и, во-вторых, особенностей так называемого «мягкого социализма». После событий осени 1956 г. известная формула Я. Кадара «кто не против нас, тот с нами» предопределила либерализацию в обществе и отсутствие жесткой цензуры, а потому исследование выходит за рамки изучения медиа, переходя в область политологии. Как ежедневное массовое издание газета формировала матрицу сознания социума. Анализ «Эшти Хирлап» базируется на проведенных автором в конце минувшего столетия исследованиях прессы Венгрии, а также на ряде отечественных, венгерских, американских источников.

Ключевые слова: Венгрия, венгерская пресса, вечерняя печать, таблоид, Esti Hírlap, социалистическая бульварная газета, эпоха Кадара 

Макарова П. А. О нарративном экспериментировании в творчестве А. Дюма (на основе сборника Bric-à-Brac) // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2022. № 4. С. 128–146. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2022.128146

Тяга к нарративному экспериментированию, свойственная, как отмечают исследователи, художественным произведениям А. Дюма, рассматривается в данной статье на примере его публицистики. Сборник «Bric-à-brac» (1861), ранее не становившийся объектом изучения, анализируется с точки зрения переплетения в нем различных жанровых кодов и повествовательных структур как в рамках отдельного текста, так и в рамках сборника как единого целого. Тесная связь художественного творчества и публицистических текстов Дюма (на сюжетном уровне и на уровне повествовательных техник), внедрение литературных жанров в публицистический контекст, а также их сочетание с чисто публицистическими жанрами в рамках одного текста свидетельствуют о склонности Дюма к комбинированию жанровых сегментов и нарративных структур и позволяют рассматривать сборник «Bric-à-brac» как метафору многообразного творчества французского писателя на стыке журналистики и литературы.

Ключевые слова: А. Дюма, causerie, нарративное экспериментирование, печать Франции, XIX век 

Зарубежная журналистика

Голоусова Е. С. Образ России в периодической печати Аргентины (на примере газет Página/12, Clarín, La Nación, Buenos Aires Times, El País) // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2022. № 4. С. 147–176. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2022.147176

В рамках сложившейся в последние годы геополитической ситуации актуализируется вопрос об образе России в СМИ разных стран. Особенно важной исследовательской задачей представляется изучение черт этого образа и механизмов его конструирования в массмедиа стран, которые на текущий момент находятся в сфере политических и экономических интересов РФ. В данном исследовании мы обратились к принципиально важным аспектам формирования образа России в средствах массовой информации Аргентины. Что касается контента, можно отметить высокую степень влияния концепций, постулируемых в западных СМИ, на авторскую позицию аргентинских журналистов. Вместе с тем в материалах, затрагивающих тему совместной борьбы с пандемией, и публикациях общекультурного характера можно увидеть позитивное отношение авторов к России в целом и к совместным проектам в частности.

Ключевые слова: образ, Россия, аргентинские СМИ

Симонова М. В., Соколова В. М. Феномен рефрито в испаноязычной журналистике // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2022. № 4. С. 177–199. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2022.177199

В статье проанализирован феномен рефрито (refrito), характерный для литературных и журналистских текстов Испании и Латинской Америки. Показаны две возможные грани данного феномена – рефрито как стратегия написания нового текста на основе собственного, опубликованного ранее материала и рефрито как прием создания статей на основе публикаций других авторов. Рассмотрены позитивные и негативные стороны приема рефрито в процессе написания текста. Распространившееся в последнее время одностороннее понимание рефрито как плагиата способствовало популяризации «журналистики перефразирования», которая получила название «periodismo de refrito» в испаноязычном мире и «churnalism» – в англоязычных медиа. В статье показано, что в контексте литературной журналистики понятие рефрито приобретает новые коннотации и свидетельствует об эволюции творческого потенциала писателя-журналиста. Использование текстов-рефритос в печатных СМИ позволяет создать более качественный контент и служит способом привлечения аудитории.

Ключевые слова: рефрито, плагиат, чурнализм, литературная журналистика, СМИ Испании и Латинской Америки